Канал Волга-Уводь – самое внушительное и неповторимое гидротехническое сооружение из всех, что я видел. В своё время канал внёс немалый вклад в славу Иванова, как города невест. Заросшие берега и старинные мосты, жилища бобров и звериные тропки по берегам, потаённая речная жизнь под невозмутимой водной гладью…
Сегодня мы выдвинемся уже знакомым маршрутом через Приволжск, проедем совсем недалеко от Плёса, жемчужины русского Поволжья, минуем Шаляпинскую дачу и следующие 40 километров будем ехать вдоль ивановского чуда – канала Волга-Уводь.
- Познакомьтесь – канал Волга-Уводь.
- Выдвигаемся к началу маршрута.
- Насосная станция и грибное раздолье.
- Край старинных мостиков.
- Обед над пропастью
во ржи. - Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.
- Продолжение следует!
1. Познакомьтесь – канал Волга-Уводь.
Я собирался проехать вдоль 78-километрового канала ещё с весны, когда впервые познакомился с ним. Познакомился и дал себе слово проехать его целиком, настолько внушителен канал и настолько красивы его берега даже апрельской порой.
Редакция “Балаганчика” торжественно обещает устроить этим летом отчётный велорейд вдоль всего канала от пос. Утёс на Волге до самого Иванова и написать об этом статью.
Весна, весна, пора любви или разврат на пленэре в Ивановской области 🐸
Канал построен в 1965 году для водоснабжения Иванова. Текстильные предприятия в силу технологии производства потребляли большие объемы воды. Вот и понадобилось в шестидесятые годы подводить её к городу.
Пять лет строили. Волжскую воду подняли почти на 60-метровую высоту, чтобы дальше она шла самотёком. Для этого у Волги соорудили мощную насосную станцию. Каналу при строительстве придали необходимый уклон, создав 6-метровую разницу в высоте между началом и концом. А ведь длина канала 78 км, длиннее Невы, между прочим! Представляете, какую ювелирную точность наклона приходилось выдерживать строителям?
Средняя глубина – 2 метра. Кроме насосной станции на канале возведено пятьдесят искусственных сооружений – ливнепроводов, акведуков, водовпусков, мостов. Многие из них мы сегодня увидим.
Ныне канал потерял своё практическое значение, как и многое другое из могучего советского наследия. Часть заводов закрылась, часть превратилась в бледную тень прежних. Большие объемы воды оказались не нужны. Вода в канале стоячая, он постепенно мелеет и зарастает кустарником. Но нет худа без добра, ведь уходит человек – приходит природа. Дремлющий канал утратил былую индустриальную мощь, но зато вокруг него царит тропически буйная жизнь. Не будем же терять время и скорее отправимся в путь!
2. Выдвигаемся к началу маршрута
Старт состоялся поздновато, в 10:30 утра. Сентябрь, дни короткие, а нам предстоит преодолеть 40 км до начала маршрута и как минимум столько же от конца маршрута до дома. Как обычно, первые 13 км до Приволжска пролетели на одном дыхании, несмотря на зубастую резину.
Да-да, осень, время “переобуваться”. Ранней осенью уже нет слепней, и выезжать на природу становится не в пример легче. Стало быть, без “злой” резины не обойтись, ведь грязь на грунтовках сохнет теперь гораздо дольше. Я использую родную Schwalbe Nobby Nic 29×2.35.
Я большой поклонник советских мозаичных панно. По-моему, ничто так не украшает дома и не создаёт бодрое настроение. Вот, полюбуйтесь, экземпляр из Приволжска. Тётенька указывает верное направление.
Далее предстоял 15-километровый отрезок до села Спасского, что у Плёса (п.3 на карте). Плёс – известное дачное место русской творческой интеллигенции конца XIX-начала XX века. И.И. Левитан, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, Ф.И. Шаляпин – никого из них не оставили равнодушными эти места. Отрадно видеть, что и сегодня чтутся традиции старины. В Плёсе (точнее, в его пригороде, селе Миловка) находится “дачное место” самого Дмитрия Анатольевича. Знаменитая “дача Медведева” со всей её инфраструктурой придаёт старинной глубинке неуместный столичный шик. Ну а в целом Плёс по праву пользуется неувядаемой славой жемчужины русского Поволжья. Он, конечно, заслуживает большой обзорной статьи, даже нескольких (следите за обновлениями 😉).
Плёс окружён многочисленными гостиницами, отелями, кемпингами и т.п.
После Шаляпинской дачи дорога резко портится. По-видимому, считается, что столичные гости сюда уже не заглянут. Что ж, оно и к лучшему.
Миновав заросли цветущей горчицы и стерегущего их весёлого кузнечика, мы, наконец, достигаем деревни с неромантичным названием “Пеньки” (п.4 на карте).
3. Насосная станция и грибное раздолье
Спускаемся к реке и упираемся в насосную станцию. Отсюда мощные насосы закачивают волжскую воду на 50 метров вверх к началу канала Волга-Уводь.
А именно вот к этому месту. Здесь же начинается и наш маршрут.
Трава по обоим берегам скошена, виднеются рельефные следы трактора. Ехать непросто, приходится включать пониженную передачу. Первый мостик ждёт нас уже через пару сотен метров, это явно что-то техническое.
Если заглянуть вот в этот лесок, что на фото ниже, то можно попасть в настоящий грибной рай. За пару минут беглого осмотра я обнаружил десяток подберёзовиков. Но увы – грузовой отсек заполнен до отказа, да и путь впереди неблизкий. В следующий раз наведаемся сюда налегке и с корзинкой.
А вот, кстати, и трактор. Не успел рассмотреть марку, понял лишь, что машина новая как по дизайну, так и по состоянию. Деревушки тем временем скрылись из виду и мы очутились в сказочных местах.
4. Край старинных мостиков
Почему, интересно, сельские жители так любят расстреливать дорожные знаки и указатели, кто-нибудь знает?
Как и говорилось в начале, искусственных сооружений здесь действительно много. Все они находятся в разной степени разрушения и зарастания травой. Обветшалые каменные мосты с выщербленными перилами на фоне подступившего леса навевают мысли о “Сталкере” и Припяти.
Правый берег канала солнечный, а левый – тенистый. Когда мне надоело жариться на солнышке, я перебрался налево по очередному мостику, рассудив, что всегда смогу вернуться на солнечный берег по следующему. Меня ждало неприятное открытие: накатанная колея отсутствовала, зато грязи и луж было в изобилии. Крейсерская скорость упала до 10-12 км/ч. Надо ли говорить, что за следующий час я не встретил ни одного моста?
На пути встречались водовпуски и ливнепроводы, но заветной переправы на “цивилизованный” берег всё не было.
Местами фарватер сильно зарос. Я даже не уверен, что там можно было бы пройти на байдарке. Хотя предпринять такое путешествие, безусловно, стоит!
Наконец, после десятка километров по грязи и ямам я смог перебраться обратно на правый берег. Солнце здесь быстро сушит грунт, делая его более проходимым. Поэтому редкие грибники с рыбаками предпочитают именно правый берег, оставляя на нём внятную колею. Левый же берег мало того, что утопает в грязи, так ещё и зарос травой.
Помимо каменных сооружений попадались и кустарные мостики, явно слаженные местными жителями. Выглядит весьма живописно.
На перилах такого мостика сидела цапля, чей длинный силуэт я заметил издалека. Посмотрите, как величественно она взмывает ввысь:
5. Обед над пропастью во ржи.
Правый берег встретил меня роскошными красными яблоками, которым я воздал должное.
Далее канал Волга-Уводь пересекало богом забытое шоссе 24Н-057. Справа на фото виднеется нитка газопровода.
Переправившись через шоссе, я решил пообедать. Надо ли говорить, что привал был организован на очередном полуразрушенном мосту? Глядя на второе фото со скульптурной тракторной колеёй, вы получите хорошее представление о качестве дороги. Обед на заброшенном мосту над дремотной водой в тишине и покое – что может быть лучше?
6. Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.
Солнце клонилось к закату, и тени от деревьев ложились на воду. Я проехал по маршруту около 30 километров, и за всё время встретил людей только три раза: рыбаков, грибников и шашлыков. Зато цапли, ястребы и другие птицы помельче так и мельтешили. Повсюду виднелись следы деятельности бобров. Видел я и норы по берегам, и аккуратно обгрызенные стволы и ветки. А ещё следы. Много разных следов.
Если среди читателей есть охотники или просто знающие люди, было бы интересно услышать их мнение, чьи же это следы. Отпечатки на фото 1 и 2, как мне кажется, принадлежат лосю. Остальные затруднился классифицировать. Но встретить их обладателей как-то не хотелось.
День перевалил за 17 часов, тени стали ещё длиннее, вечерело. Заходящее солнце мягко освещало золотистую долину. Предзакатная тишина и на редкость умиротворяющий пейзаж…
А вот и мой старый знакомый – мост через шоссе 24Н-003. Именно с него началось моё знакомство с каналом Волга-Уводь почти полгода назад. Местность сильно изменилась с тех пор. Нет больше чёрных полей спалённой травы, голый грунт зарос густотравьем. Лес полон листвы, стрекота кузнечиков и шелеста стрекоз. А тогда, в апреле, здесь царил многоголосый птичий хор.
Я очень хотел узнать те места, в которых по весне развратничали лягушки, но тщетно. В 18 часов я принял решение прервать экспедицию и выходить на шоссе. Последнее фото – с моста возле посёлка с жизнеутверждающим названием “Погост”. Можно свериться с картой – он обозначен цифрой 5 внизу.
7. Продолжение следует!
Ну а дальше меня ждал уже знакомый 40-километровый путь мимо Фурманова до Волгореченска. Трассу Р-600 “Кострома-Иваново” как раз заканчивали ремонтировать, и к моим услугам была новенькая широкая обочина.
Статистика похода представлена ниже. Пройдено более половины маршрута вдоль канала, тем не менее, конечная цель в виде Уводьского водохранилища близ Иванова не достигнута. Но не беда – следующая экспедиция стартует от ставшего уже почти родным Погоста и обязательно достигнет Иванова. Оставайтесь с нами!
Подписывайтесь на рассылку Балаганчика ниже 👇, делитесь ссылкой в соцсетях и, конечно, заходите почаще, чтобы не пропустить новые отчёты о вылазках в укромные уголки!
4 комментария. Оставить новый
Спасибо ! Отличная покатуха , интерестный отчёт . Умели строить раньше . Грандиозное сооружение , даже с учётом прошедшего времени , поражает своим объёмом .
Михаил, рад, что понравилось! На следующей неделе выйдет продолжение – отчёт о том, как я всё-таки проехал канал до конца, до самого Иваново и Уводьского вдхр. Там всё будет ещё круче!
Илья , Да с нетерпеньем буду ждать продолжения . Сколько км получился весь маршрут ?
Михаил, постараюсь сделать вторую часть отчёта ещё более интересной! Первая поездка вышла 118 км, вторая – 131 км. Если всё же постараться уложиться в пределы одной поездки, то получится что-то около 190 км. Всё же Волгореченск далековато находится от начальной и особенно конечной точки маршрута.