Восьмое чудо света в Иванове или поход вдоль канала Волга-Уводь 💧

Канал Волга-Уводь – самое внушительное и неповторимое гидротехническое сооружение из всех, что я видел. В своё время канал внёс немалый вклад в славу Иванова, как города невест. Заросшие берега и старинные мосты, жилища бобров и звериные тропки по берегам, потаённая речная жизнь под невозмутимой водной гладью…

Сегодня мы выдвинемся уже знакомым маршрутом через Приволжск, проедем совсем недалеко от Плёса, жемчужины русского Поволжья, минуем Шаляпинскую дачу и следующие 40 километров будем ехать вдоль ивановского чуда – канала Волга-Уводь.

  1. Познакомьтесь – канал Волга-Уводь.
  2. Выдвигаемся к началу маршрута.
  3. Насосная станция и грибное раздолье.
  4. Край старинных мостиков.
  5. Обед над пропастью во ржи.
  6. Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.
  7. Продолжение следует!

1. Познакомьтесь – канал Волга-Уводь.

Я собирался проехать вдоль 78-километрового канала ещё с весны, когда впервые познакомился с ним. Познакомился и дал себе слово проехать его целиком, настолько внушителен канал и настолько красивы его берега даже апрельской порой.

Редакция “Балаганчика” торжественно обещает устроить этим летом отчётный велорейд вдоль всего канала от пос. Утёс на Волге до самого Иванова и написать об этом статью.

Весна, весна, пора любви или разврат на пленэре в Ивановской области 🐸

Канал построен в 1965 году для водоснабжения Иванова. Текстильные предприятия в силу технологии производства потребляли большие объемы воды. Вот и понадобилось в шестидесятые годы подводить её к городу.

Герб Иванова
Герб Иванова

Пять лет строили. Волжскую воду подняли почти на 60-метровую высоту, чтобы дальше она шла самотёком. Для этого у Волги соорудили мощную насосную станцию. Каналу при строительстве придали необходимый уклон, создав 6-метровую разницу в высоте между началом и концом. А ведь длина канала 78 км, длиннее Невы, между прочим! Представляете, какую ювелирную точность наклона приходилось выдерживать строителям?

Средняя глубина – 2 метра. Кроме насосной станции на канале возведено пятьдесят искусственных сооружений – ливнепроводов, акведуков, водовпусков, мостов. Многие из них мы сегодня увидим.

Искусственные сооружения на канале Волга-Уводь
Искусственные сооружения на канале Волга-Уводь

Ныне канал потерял своё практическое значение, как и многое другое из могучего советского наследия. Часть заводов закрылась, часть превратилась в бледную тень прежних. Большие объемы воды оказались не нужны. Вода в канале стоячая, он постепенно мелеет и зарастает кустарником. Но нет худа без добра, ведь уходит человек – приходит природа. Дремлющий канал утратил былую индустриальную мощь, но зато вокруг него царит тропически буйная жизнь. Не будем же терять время и скорее отправимся в путь!

2. Выдвигаемся к началу маршрута

Старт состоялся поздновато, в 10:30 утра. Сентябрь, дни короткие, а нам предстоит преодолеть 40 км до начала маршрута и как минимум столько же от конца маршрута до дома. Как обычно, первые 13 км до Приволжска пролетели на одном дыхании, несмотря на зубастую резину.

Карта велопохода вдоль канала Волга-Уводь
Карта маршрута (кликабельно)

Да-да, осень, время “переобуваться”. Ранней осенью уже нет слепней, и выезжать на природу становится не в пример легче. Стало быть, без “злой” резины не обойтись, ведь грязь на грунтовках сохнет теперь гораздо дольше. Я использую родную Schwalbe Nobby Nic 29×2.35.

Я большой поклонник советских мозаичных панно. По-моему, ничто так не украшает дома и не создаёт бодрое настроение. Вот, полюбуйтесь, экземпляр из Приволжска. Тётенька указывает верное направление.

Счастливое мозаичное панно на стене дома в Приволжске
Бодрая мозаика

Далее предстоял 15-километровый отрезок до села Спасского, что у Плёса (п.3 на карте). Плёс – известное дачное место русской творческой интеллигенции конца XIX-начала XX века. И.И. Левитан, И.Е. Репин, А.К. Саврасов, Ф.И. Шаляпин – никого из них не оставили равнодушными эти места. Отрадно видеть, что и сегодня чтутся традиции старины. В Плёсе (точнее, в его пригороде, селе Миловка) находится “дачное место” самого Дмитрия Анатольевича. Знаменитая “дача Медведева” со всей её инфраструктурой придаёт старинной глубинке неуместный столичный шик. Ну а в целом Плёс по праву пользуется неувядаемой славой жемчужины русского Поволжья. Он, конечно, заслуживает большой обзорной статьи, даже нескольких (следите за обновлениями 😉).

Стелы на въезде в Плёс
Подъезжая к Плёсу

Плёс окружён многочисленными гостиницами, отелями, кемпингами и т.п.

После Шаляпинской дачи дорога резко портится. По-видимому, считается, что столичные гости сюда уже не заглянут. Что ж, оно и к лучшему.

По дороге от Плёса к каналу Волга-Уводь
Оставляя лоск позади

Миновав заросли цветущей горчицы и стерегущего их весёлого кузнечика, мы, наконец, достигаем деревни с неромантичным названием “Пеньки” (п.4 на карте).

3. Насосная станция и грибное раздолье

Спускаемся к реке и упираемся в насосную станцию. Отсюда мощные насосы закачивают волжскую воду на 50 метров вверх к началу канала Волга-Уводь.

Насосная станция канала Волга-Уводь в деревне Пеньки
Насосная станция у Волги

А именно вот к этому месту. Здесь же начинается и наш маршрут.

Начало канала Волга-Уводь
Начало канала

Трава по обоим берегам скошена, виднеются рельефные следы трактора. Ехать непросто, приходится включать пониженную передачу. Первый мостик ждёт нас уже через пару сотен метров, это явно что-то техническое.

Первый мост через канал Волга-Уводь
Первый мост

Если заглянуть вот в этот лесок, что на фото ниже, то можно попасть в настоящий грибной рай. За пару минут беглого осмотра я обнаружил десяток подберёзовиков. Но увы – грузовой отсек заполнен до отказа, да и путь впереди неблизкий. В следующий раз наведаемся сюда налегке и с корзинкой.

Грибной лес на канале Волга-Уводь
Грибной лес

А вот, кстати, и трактор. Не успел рассмотреть марку, понял лишь, что машина новая как по дизайну, так и по состоянию. Деревушки тем временем скрылись из виду и мы очутились в сказочных местах.

Трактор-косильщик на канале Волга-Уводь
Трактор-косильщик

4. Край старинных мостиков

Почему, интересно, сельские жители так любят расстреливать дорожные знаки и указатели, кто-нибудь знает?

Как и говорилось в начале, искусственных сооружений здесь действительно много. Все они находятся в разной степени разрушения и зарастания травой. Обветшалые каменные мосты с выщербленными перилами на фоне подступившего леса навевают мысли о “Сталкере” и Припяти.

Сталкерские пейзажи а-ля Припять
Вид на канал

Правый берег канала солнечный, а левый – тенистый. Когда мне надоело жариться на солнышке, я перебрался налево по очередному мостику, рассудив, что всегда смогу вернуться на солнечный берег по следующему. Меня ждало неприятное открытие: накатанная колея отсутствовала, зато грязи и луж было в изобилии. Крейсерская скорость упала до 10-12 км/ч. Надо ли говорить, что за следующий час я не встретил ни одного моста?

Тенистый берег канала Волга-Уводь
Тенистый берег

На пути встречались водовпуски и ливнепроводы, но заветной переправы на “цивилизованный” берег всё не было.

Местами фарватер сильно зарос. Я даже не уверен, что там можно было бы пройти на байдарке. Хотя предпринять такое путешествие, безусловно, стоит!

Едем вдоль канала

Наконец, после десятка километров по грязи и ямам я смог перебраться обратно на правый берег. Солнце здесь быстро сушит грунт, делая его более проходимым. Поэтому редкие грибники с рыбаками предпочитают именно правый берег, оставляя на нём внятную колею. Левый же берег мало того, что утопает в грязи, так ещё и зарос травой.

Помимо каменных сооружений попадались и кустарные мостики, явно слаженные местными жителями. Выглядит весьма живописно.

Деревянный мостик над каналом Волга-Уводь
Деревянный мостик

На перилах такого мостика сидела цапля, чей длинный силуэт я заметил издалека. Посмотрите, как величественно она взмывает ввысь:

Вспугнул цаплю

5. Обед над пропастью во ржи.

Правый берег встретил меня роскошными красными яблоками, которым я воздал должное.

Далее канал Волга-Уводь пересекало богом забытое шоссе 24Н-057. Справа на фото виднеется нитка газопровода.

Мост через шоссе 24Н-057
Мост через шоссе 24Н-057

Переправившись через шоссе, я решил пообедать. Надо ли говорить, что привал был организован на очередном полуразрушенном мосту? Глядя на второе фото со скульптурной тракторной колеёй, вы получите хорошее представление о качестве дороги. Обед на заброшенном мосту над дремотной водой в тишине и покое – что может быть лучше?

6. Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.

Солнце клонилось к закату, и тени от деревьев ложились на воду. Я проехал по маршруту около 30 километров, и за всё время встретил людей только три раза: рыбаков, грибников и шашлыков. Зато цапли, ястребы и другие птицы помельче так и мельтешили. Повсюду виднелись следы деятельности бобров. Видел я и норы по берегам, и аккуратно обгрызенные стволы и ветки. А ещё следы. Много разных следов.

Если среди читателей есть охотники или просто знающие люди, было бы интересно услышать их мнение, чьи же это следы. Отпечатки на фото 1 и 2, как мне кажется, принадлежат лосю. Остальные затруднился классифицировать. Но встретить их обладателей как-то не хотелось.

День перевалил за 17 часов, тени стали ещё длиннее, вечерело. Заходящее солнце мягко освещало золотистую долину. Предзакатная тишина и на редкость умиротворяющий пейзаж…

Осенние просторы канала Волга-Уводь

А вот и мой старый знакомый – мост через шоссе 24Н-003. Именно с него началось моё знакомство с каналом Волга-Уводь почти полгода назад. Местность сильно изменилась с тех пор. Нет больше чёрных полей спалённой травы, голый грунт зарос густотравьем. Лес полон листвы, стрекота кузнечиков и шелеста стрекоз. А тогда, в апреле, здесь царил многоголосый птичий хор.

Я очень хотел узнать те места, в которых по весне развратничали лягушки, но тщетно. В 18 часов я принял решение прервать экспедицию и выходить на шоссе. Последнее фото – с моста возле посёлка с жизнеутверждающим названием “Погост”. Можно свериться с картой – он обозначен цифрой 5 внизу.

7. Продолжение следует!

Ну а дальше меня ждал уже знакомый 40-километровый путь мимо Фурманова до Волгореченска. Трассу Р-600 “Кострома-Иваново” как раз заканчивали ремонтировать, и к моим услугам была новенькая широкая обочина.

Ремонт и разметка трассы Р-600 Кострома-Иваново
Ремонт трассы Кострома-Иваново

Статистика похода представлена ниже. Пройдено более половины маршрута вдоль канала, тем не менее, конечная цель в виде Уводьского водохранилища близ Иванова не достигнута. Но не беда – следующая экспедиция стартует от ставшего уже почти родным Погоста и обязательно достигнет Иванова. Оставайтесь с нами!

Таков печальный итог

Подписывайтесь на рассылку Балаганчика Балаганчик весёлого работяги ниже 👇, делитесь ссылкой в соцсетях и, конечно, заходите почаще, чтобы не пропустить новые отчёты о вылазках в укромные уголки!

Рубрика: О туризме
Метки: , , ,

Похожие статьи:

4 комментария. Оставить новый

  • Михаил
    22.09.2019 16:07

    Спасибо ! Отличная покатуха , интерестный отчёт . Умели строить раньше . Грандиозное сооружение , даже с учётом прошедшего времени , поражает своим объёмом .

    Ответить
    • Михаил, рад, что понравилось! На следующей неделе выйдет продолжение – отчёт о том, как я всё-таки проехал канал до конца, до самого Иваново и Уводьского вдхр. Там всё будет ещё круче!

      Ответить
      • Михаил
        24.09.2019 21:11

        Илья , Да с нетерпеньем буду ждать продолжения . Сколько км получился весь маршрут ?

        Ответить
        • Михаил, постараюсь сделать вторую часть отчёта ещё более интересной! Первая поездка вышла 118 км, вторая – 131 км. Если всё же постараться уложиться в пределы одной поездки, то получится что-то около 190 км. Всё же Волгореченск далековато находится от начальной и особенно конечной точки маршрута.

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

10 − семь =

Меню