25.05.2019, Волгореченск-Витязево (причалы на Шаче/Волге)-Волгореченск, 30 км., Костромская обл. Все картинки кликабельны!
- Старый советский судоремонт на стрелке реки Шачи и Волги.
- Маршрут выдвижения через заливные волжские луга; их обитатели.
- Секретная стоянка нефтеналивных барж.
- Абордаж баржи “Бельская-29”.
- Абордаж баржи “Бельская-57”. Трюм и каюта.
- Организованный отход домой.
1. Старый советский судоремонт на стрелке реки Шачи
Если выехать из Волгореченска на северо-восток и держать курс на гигантские трубы Костромской ГРЭС, то прямо за ними нас будет ждать судоремонтный завод. Есть здесь и одинокий причальный кран, и несколько вросших в землю корпусов, и грозные таблички “проход запрещён”. Но первое, что бросится в глаза – два десятка нефтеналивных барж, почтенных ветеранов речфлота. Сразу видно, что судоремонт знавал лучшие времена. Мне хорошо знаком бесприютный разорённый вид старых советских предприятий, ютящихся вокруг провинциальных городков. Щербатые бетонные рёбра коровников и свиноферм, высоченные силосные корпуса элеваторов, ржавые колонны водонапорных башен, отвалы породы рядом с заброшенными шахтами… Глядя на них, остаётся только гадать, как же оно тут было раньше. Всё проржавело, покосилось, заросло и производит впечатление уже почти археологическое.
Но судоремонт ещё дышит, хотя и едва. Это предприятие “Волга-Сфат”, хорошо известное в городе. В 2013 году там работало 100 человек, а сейчас – всего 20. Их работа под грустновато-философскую песню сварщика хорошо показана в 3-минутном ролике ниже.
C сухопутной точки зрения судоремонт находится по адресу: Волгореченск, улица Речников, дом 1. С речной – на стрелке Шачи и Волги.
Описанным выше путём можно добраться только до ближней стороны, на которой располагается собственно судоремонт. Но здесь закрытая территория, оживлённо и полно мусора. А вот на противоположной (дальней) стороне как раз и находится секретная стоянка, куда я и приглашаю всех нас отправиться!
2. Маршрут выдвижения через заливные волжские луга; их обитатели.
Путь на противоположную сторону к дальней стоянке судов лежит в объезд через посёлки Сидоровское и Витязево. Начинается же маршрут с живописного моста через Шачу – это место очень любят местные рыбаки.
Можно оглянуться назад на Волгореченск – его окраинные дома как раз хорошо видны с моста.
Миновав Витязево, выезжаем на грунтовую дорогу и спускаемся к пойме рек Шачи и Волги. Заросшая грунтовка сначала ведёт в болото, а потом и вовсе исчезает, оставляя нас наедине с природой.
Надо сказать, природа с лихвой использует отсутствие людей. На заливных лугах мы попадаем в эпицентр взрыва красок, звуков и запахов. Птицы, бабочки, насекомые помельче, плеск прибоя на диких песчаных пляжиках… Судите сами:
Кстати, обратите внимание на повышение местности на фото с исчезающей колеёй выше. Именно с этой возвышенности мы спускаемся в пойму. И попадаем в гости к местным обитателям)
Любопытная деталь: рядом с навигационным знаком валяется довольно неплохая лопата. Сразу вспомнилась “одна из милых острот капитана Флинта” в виде скелета, указывавшего на вершину Острова Скелета. Но лопата указывает всего лишь на самодельный стол со скамьёй, за которыми можно устроить отличный привал с видом на Волгу.
В пойме живут серые цапли – очень чуткие птицы. Заслышав шаги, они взмывают ввысь и красиво летят по прямой траектории на другой берег Волги:
А соловью настолько приглянулось это место, что он распелся задолго до наступления вечера:
С сожалением покидая песчаный пляжик, двигаем дальше в сторону стрелки.
3. Секретная стоянка нефтеналивных барж.
На пути к вершине стрелки мне встретилась лиса. Но я не успел её сфоткать – быстро бегает. Вот и вершина стрелки. Трубы ГРЭС теперь на другой стороне – той, откуда мы приехали. Слева от них виднеется ремзавод и его причал – это ближняя сторона на карте. А мы теперь на дальней.
Самое время обозреть окрестности и полюбоваться волнами и на Волге, и в долине.
Секретная пристань находится неподалёку от вершины стрелки на стороне Шачи, а не Волги. Можно ещё раз взглянуть на карту. Причалов имеется несколько, к некоторым пришвартованы нефтеналивные баржи, а некоторые свободны. Ниже представлены виды со свободного причала. Чайки исправно потрудились над побелкой.
Полюбовались? А теперь на абордаж!!! 🏴☠️
4. Абордаж баржи “Бельская-29”.
Судно взято без боя, и вот уже можно оглядеться, стоя на палубе.
4а. Съедобны ли чаячьи яйца?
Палуба принадлежит старой нефтеналивной барже “Бельская-29” 1967 года постройки. Чайки поняли это название по-своему и попытались побелить всё вокруг.
Неожиданная находка в виде чаячьего гнезда в носу баржи. Между прочим, кое-где считается деликатесом. С оговоркой, что чайки не должны питаться с помойки) А кое-где и просто так их готовят, не деликатесничая.
Даю обзор палубы, стоя на носу. Слева причал, с которого мы перелезли. Швартовые канаты громко поскрипывали, заставляя вздрагивать и тревожно всматриваться, не отдрейфовала ли баржа от причала. Вдали на корме каюта, которую нам предстоит исследовать.
4b. Что общего между баржей и танком?
Палуба испещрена люками, ведущими в трюмовые отсеки. Каждый люк – один отсек, в котором перевозят нефтепродукты. Вот так они выглядят вблизи:
Кстати, слова “танк” и “танкер” – однокоренные, образованы от английского “tank”, т.е. “бак” или “цистерна”. И если в случае с танкером такая этимология вопросов не вызывает, то в случае с танком всё не так очевидно. Самая распространённая версия – конспиративная (не путать с конспирологической). В первую мировую войну англичане, которые, собственно, и изобрели первый серийный танк, решили выдать пилотную партию танков, поставляемых на фронт, за безобидные баки/цистерны. Это помогло сделать сюрприз для немцев ещё более неожиданным и приятным.
По другой версии первые танки действительно напоминали баки/цистерны на гусеницах, по третьей их так назвали из-за огромных баков с горючим. Как бы то ни было, полезно знать, что танкер состоит из отдельных отсеков, вполне официально именуемых танками. Поэтому корректно будет сказать, несмотря на некоторый комизм такой фразы, что на палубе нефтеналивной баржи расположены многочисленные люки от танков.
Оценив эхо и насладившись ароматом мазута, попытаемся проникнуть в рубку на корме судна.
Не откажем себе в удовольствии вскарабкаться на крышу и запечатлеть виды с кормы во все стороны.
А вот эта картинка самая атмосферная, символ всей экспедиции. Не правда ли, навевает эмоции S.T.A.L.K.E.R-style?
Однако пора посмотреть, что же нас ждёт на соседней барже, пришвартованной борт о борт к “Бельской-29”.
5. Абордаж баржи “Бельская-57”. Трюм и каюта.
Перебраться с борта на борт легко – суда стоят вплотную. “Бельская-57”, как и “Бельская-29” является нефтеналивным танкером, но построена на 11 лет позже, в 1978 году. Вот так выглядит её палуба:
Постройки на заднем фоне принадлежат уже третьей барже, мы туда не пойдём, слишком близко к судоремонту, могут спалить. Зато у нас на палубе лежит настоящая шлюпка, хоть сейчас спускай на воду! Правда, банок нет…
А в танкерных отсеках на дне виднеется моё отражение. Жутковатое зрелище…
Особенно атмосферным получился скрип закрываемого люка. Ни дать ни взять, закрываем дверь в потусторонний мир.
И, наконец, гвоздь программы – обследуем ещё одну жилую рубку. Настоящая избушка на курьих ножках, выглядит на судне крайне неуместно. Похоже, здесь кто-то побывал, причём совсем недавно…
После такого сталка самое время, бдительно озираясь по сторонам, дать самим себе команду на отход.
6. Организованный отход домой.
Первая заповедь сталкера – никогда не возвращаться той же дорогой. Поэтому назад поедем по целине вдоль живописного ручья, впадающего в Шачу.
Ну а дальше путь знакомый – через болотце в Витязево, далее 20 минут езды, и мы дома. Что можно сказать – очень занимательная поездка получилась. Здесь всё сразу – и мини-заповедник в пойме рек, и техногенный островок в глубине этого заповедника. А главное – отсутствие назойливых двуногих (и мусора от них), способных своим присутствием испортить любое чудное местечко.
Заключительный ролик – вид на секретную пристань сверху с крыши рубки. На 5-6 секунде виден ручей, вдоль которого нам предстоит возвращаться.
Подписывайтесь на рассылку Балаганчика ниже 👇, делитесь ссылкой в соцсетях и, конечно, заходите почаще, чтобы не пропустить новые рассказы о велоприключениях и сталках!
1 комментарий. Оставить новый
Классное приключение было. На Волге не заскучаешь! 👍👍👍